ГИМНАСТИКА МОЗГА (КИНЕСИОЛОГИЯ)
Образовательная кинесиология («гимнастика мозга») — отличный метод, содействующий преодолению межполушарной асимметрии мозга (М.А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. Известно, что рождается малыш практически с равноценными полушариями, а к двум-трем годам идентичность утрачивается, происходит их специализация, выделяется доминантное полушарие.
Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим проблемы со здоровьем, в эмоционально-личностном и речевом развитии, требует от специалистов творческой кооперации и нахождения единства взаимодействия.
Дети с речевыми проблемами в дальнейшем испытывают сложности в овладении письменной речью — чтением, письмом. Для построения наиболее оптимальной психолого-педагогической коррекционной программы педагогу важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения. (Васильцова С. В. Образовательная кинесиология («гимнастика мозга») //Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. С.168-174.)
При обучении чтению, письму:
- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
- замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв;
- трудности в написании букв, «дрожание букв»;
- неправильное чтение похожих по начертанию букв.
Анализ психологических причин, лежащих в их основе, позволяет выделить группы нарушений письма и чтения. Несформированность зрительно-двигательных координации и пространственных представлений составляет первую группу нарушений.
У детей с нарушением пространственного представления часто встречается зеркальное письмо. Эта же причина лежит и в основе звукового анализа и синтеза слов (путают предлоги и приставки, заменяют буквы по пространственному сходству (с-е, б-д)). Проблемы в том, что дети с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение ее частей, расположение на строке, при чтении — теряют строку.
Нарушение моторики проявляется медленным темпом письма, тремором. Дети пишут, рисуют с большим напряжением. Причина замедленного темпа письма — недостаточное развитие мелких движений, трудности в произвольном управлении ими.
При формировании логопедических групп у многих детей доминирующим эмоциональным состоянием, его проявлениями становятся: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, состояние беспокойства и тревоги, расторможенность, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью.
Перед нами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Поэтому в коррекционную работу мы включили образовательную кинесиологию («гимнастику мозга», методика П. Дениссона).
Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, которые эффективны при подготовке ребенка к специфическим координированным навыкам, бросают вызов любой блокировке в обучении и являются частью всеобъемлющей программы развития личности.
Развитие мозга — это увлекательнейший детектив, написанный природой и не разгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исследующий и космос, и себя самого, и продолжающий во многом оставаться загадкой! Каковы причины, приводящие к отклонениям развития и функционирования мозга ребенка, что впоследствии вызывает школьные трудности? Мышление, сознание, а значит, и обучение — функции мозга. Ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного мозга.
Симметричные области правого и левого полушарий выполняют различные функции. Правое полушарие мозга контролирует левую половину тела и ощущения, получаемые через левый глаз и ухо. Подобным же образом левое полушарие головного мозга контролирует правую сторону тела. Когда одна сторона мозга регулирует деятельность, другая сторона может находиться либо в состоянии взаимодействия и координации, либо «отключаться» и блокировать интеграцию. Следовательно, для функционирования мозга как единого целого необходимо сотрудничество полушарий, «диалог» между ними.
Этот «диалог» становится возможным не сразу после рождения ребенка. Первые три года полушария почти разобщены. В ходе нормального, неосложненного развития постепенно созревают первые волокна, связывающие кору полушарий и позволяющие передавать информацию в обоих направлениях — от правого к левому и от левого к правому. Этот процесс продолжается первую декаду жизни ребенка, но особенно интенсивен в первые 6—7 лет жизни. Различные факторы, в том числе родовые травмы и асфиксия, могут вызвать отклонения и замедление развития межполушарных связей, а значит, затруднение «общения» полушарий мозга.
Как правило, эти нарушения ослабевают или даже исчезают с возрастом. В младшем школьном возрасте они еще значительны и влияют на работу мозга, что проявляется в нарушении двуруких координации, при овладении чтением и математикой. И хотя это не единственная, но во многих случаях главная причина. Установлено, что дети, испытывающие школьные трудности, часто обладают признаками межполушарной дисфункции, то есть недостаточной взаимосвязью правого и левого полушарий мозга, а значит, и дефицитом их взаимодействия.
Можно ли определить, имеются ли у ребенка признаки межполушарной дисфункции? Некоторые тесты не требуют специальной аппаратуры. Понадобятся часы с секундной стрелкой. Предложите выполнить следующие задания.
- Усадите ребенка за стол, сядьте напротив. Локти ребенка должны опираться на стол, ладони — свободно в воздухе (одна рука ладонью вверх, другая — тыльной стороной). Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони — одну вверх тыльной стороной, другую — вниз, в быстром темпе.
- Предложите ребенку одновременно поворачивать ладони (обе руки кверху тыльной стороной) вверх-вниз как можно быстрее. При этом руки ребенка совершают зеркальные движения. Вы должны отметить время (в секундах), за которое ребенок совершает 20 зеркальных и 20 противоположно направленных движений. Предварительно объясните и покажите ребенку, как выполнять пробы, потренируйте его. Дайте ему отдохнуть. После отдыха удостоверьтесь, что ребенок помнит, как выполняются движения, возьмите часы с секундной стрелкой и замерьте, сколько времени ему надо для того, чтобы выполнить 20 движений в каждой пробе.
Чередуя отдых и задания, повторите пробы несколько раз, чтобы удостовериться в надежности полученного результата. Обычно ребенок 5—7 лет 20 зеркальных движений выполняет за 8 секунд, 20 противоположных движений — за 17 секунд.
- Перед выполнением следующей пробы просим ребенка положить перед собой кисть ведущей руки (правую — у правши, левую — у левши). Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем ведущей руки в максимально возможном темпе.
Взрослый показывает ребенку, как выполняется задание, и добавляет, что постукивать надо как можно быстрее. В среднем дети 5—7 лет пробу № 3 (20 постукиваний) выполняют за 4-6 секунд. Время определяем по секундной стрелке.
- Исходное положение — сидя, кисти рук лежат перед ребенком. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три, раз-два-три»... попеременно указательным пальцем правой руки («раз-два») и левой («три») с плавным переходом от одной руки к другой. Ритм надо отстукивать максимально быстро. Нецелесообразно объяснять ребенку словами, как выполнять задание. Достаточно показать своими руками или взять руки ребенка в свои. В среднем дети 5—7 лет пробу № 4 (7 ритмических постукиваний) выполняют за 9—10 секунд.
Итак, информация из внешнего мира анализируется височными, теменными, затылочными и центральными областями обоих полушарий при непременном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем передается лобной коре. Там она эмоционально окрашивается. Добавляется и информация из «кладовых» памяти. В результате лобная кора принимает решение, что делать в конкретной ситуации. При различных отклонениях в формировании лобных отделов коры наблюдаются различные нарушения поведения, среди которых — трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Часто дети с дисфункцией лобных долей не умеют планировать свое поведение, не способны ожидать отсроченный результат каких-либо целенаправленных действий, хотят все получить «здесь и сейчас».
Поведение этих детей хаотично, они не могут довести до конца ни одного начинания. При поражениях правой лобной области у детей возникают нарушения восприятия интонации речи, собственной речи. Иногда ребенок с трудом воспринимает эмоциональную сторону речи, что затрудняет общение с ребенком.
Излишняя агрессивность, подавленность или избыток положительных эмоций, то есть признаки слабой адаптации ребенка к обстановке, также могут быть следствием поражения височных областей, например, при асфиксии.
В «гимнастике мозга» простые движения интегрируют и усиливают связи между двумя полушариями мозга, в частности — передними долями мозга, а дети с речевыми проблемами имеют дисфункцию работы передних долей. Движения, исходящие из передних долей, активизируют миелин нервных волокон по всему головному мозгу.
Миелин — образование из жировых прослоек нервных тканей, позволяющее ускорить нервные трансмиссии. Чем чаще активизируется работа нервных волокон, тем больше образуется миелина. Этот процесс устанавливает базовые связи (паттерны) — информации, на основе которых формируется будущее учение.
Человек прибегает к движениям рано, и это облегчает учебный процесс. Чем больше движений и интенсивнее деятельность в то время, когда ребенок растет, тем больше устанавливается паттернов, на основании которых состоятся будущее учение и языковые умения. «Гимнастика мозга», стимулируя активность в передних долях, содействует активизации и миелинизации этих зон, самоконтролю и саморегуляции поведения.
Апробирование «гимнастики мозга» по методике Пауля Дениссона и обучение через движение по методике Дж. Сполдинга в течение двух лет в логопедических и других группах детского сада подтверждает то, что детвора великолепно продвигаются в овладении движениями двурукой координации, глазодвигательными реакциями, овладевает навыками, способствующими успешному обучению письму, чтению, регуляции эмоций, поведения. Движения, которым дети были обучены с помощью «гимнастики мозга», педагог использует в подвижных играх, в ходе релаксации для снятия мышечного напряжения. Помогая ребенку познать себя как человека («Как я могу помочь себе и что для этого надо сделать?»), мы «включаем» его личность, энергетику и активность в развитие мотивационно-волевых процессов, стимулирующих, тонкие координированные движения.
Овладевая упражнением «Слон», ребенок проговаривает слова: «Я люблю рисовать, писать буквы в воздухе хоботом. Это помогает мне никогда ничего не забывать! Это движение готовит мою руку к письму, рисованию, расслабляет шею, глаза». «Я рисую "ленивую восьмерку". Это помогает мне не терять место при чтении книги». «Упражнения "Алфавитная восьмерка", "Буквы на ладошке" помогают мне писать буквы».
Занятия «образовательной кинесиологией» проводятся в зале и в групповой комнате не менее двух раз в неделю подгруппами. План занятий продумывается на каждый день. Поиск новых эффективных форм организации и методов проведения этих занятий (включение ритуала приветствия, прощания, «веселых переменок», использование музыкотерапии) доказывает, что "гимнастика мозга" — одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков. Обратную связь мы получаем от коллег, работающих в школе, где дети легко преодолевают языковый барьер, открыты для общения с другими.